УчастникамПолезная информацияОбзоры, аналитика, статистика

Цены на чай в России вырастут на 8-10%, на кофе - на 12-15%

Цены на чай в России к концу 2014 года могут увеличиться на 8-10%, на кофе - на 12-15%, заявил на пресс-конференции гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе") Рамаз Чантурия. По его словам, рост в основном связан с ослаблением курса рубля и долгосрочной тенденцией увеличения цен на эту продукцию.

Директор по связям с общественностью группы компаний "Орими Трэйд" Мария Грабова утверждает, что в последнее время на аукционах произошел резкий рост цен на цейлонский чай, на последнем аукционе 21 марта цены были выше на 17%, чем в июле прошлого года. На кофейных рынках все еще сложнее. "Кофе - биржевой товар, поэтому еще больше факторов для роста цен, - отметила она. - Кроме того, на плантациях Никарагуа и Мексики случилась небольшая эпидемия. Все вместе вызвало рост биржевых цен".

Коммерческий директор группы чайных компаний "Сапсан" Антон Кудрейко согласен с тем, что чай будет дорожать. Особенно цейлонский, по которому уже зафиксировано 30-процентное подорожание. Кудрейко связывает это с резким ростом спроса, недостаточным объемом производства из-за засухи в конце прошлого года на Шри-Ланке, а также девальвацией рубля. Дорожают и комплектующие - фильтровая бумага, скрепки чайных пакетиков и ярлычков, специальные нитки, которые закупаются за валюту.

Тем не менее снижения потребления чая эксперты не ожидают. Оно остается на прежнем уровне - 1,2 кг на душу населения в год. Как рассказал Рамаз Чантурия, лучшие сорта чая Россия закупает за рубежом. В 2013 году объем экспорта чая составил 171,5 тыс. тонн. Импорт по сравнению с 2012 годом снизился на 4%. В прошлом году Россия и другие страны купили 8,5 тыс. тонн чая. Прирост произошел за счет Киргизии и Австралии. 64% поставок чая из России приходится на Украину.

Объем чая, оставшийся на внутреннем рынке, по большому счету не меняется. Однако некоторое снижение по цифрам можно объяснить переводом некоторых каналов импорта чая для России на таможенные границы стран-партнеров по ТС. Например, в Казахстане существенно ниже НДС (12%), что позволяет снижать издержки при растаможивании даже необлагаемого пошлиной сырья. Этим не замедлили воспользоваться некоторые российские чайные компании.

Объем рынка чая в оптовых ценах за год вырос и составил 1,7 млрд долларов. Однако рост доллара и падение в связи с удорожанием продукта покупательской способности с большой вероятностью отразится на оценках объема рынка. Но тот факт, что перерабатывают чай в России, поможет избежать катастрофического роста стоимости готового продукта.

Среди поставщиков чайного сырья в Россию лидером остается Шри-Ланка. Вторую строчку занимает Индия. Эти страны обеспечивают более половины поставок. Неожиданно на третьем месте среди импортеров оказалась Кения, что свидетельствует о ценовой привлекательности африканского чая на фоне хорошего качества. В структуре импорта чая изменений не произошло: 90,2% приходится на черный чай, остальное - на зеленый. В России растет употребление пакетированного чая.

Объем рынка кофе
, который в прошлые годы стагнировал, начал постепенно расти и составил в 2013 году 122 тыс. тонн, то есть вырос на 2,5% за год. Увеличение рынка происходит за счет увеличения потребления жареного/молотого кофе, причем, как подчеркивают эксперты, в первую очередь вне дома.

В оптовых ценах
объем рынка составил 2,4 млрд долларов. Среднедушевое потребление напитка остается на прежнем уровне - 800 г в год на человека. Можно говорить о некотором переломе потребительских предпочтений. Россияне стали больше варить кофе - жареный/молотый кофе составил 37%. Но по-прежнему большинство предпочитает растворимый кофе и миксы. В нынешнем году тип предпочитаемого продукта может претерпеть изменения. Не исключено, что повлияет экономика: элитные виды популярной арабики подорожают.

Растворимый кофе в основном производится на отечественных фабриках. Более 85% жареного/молотого кофе также перерабатывается в нашей стране, что положительно отражается на экономике России.

- С высокой степенью вероятности основной проблемой 2014 года станет снижение экспорта чая и кофе, в том числе и из-за основного экспортера - Украины, - подчеркнул Рамаз Чантурия. - Наша задача удержать позиции в традиционных экспортных направлениях, в том числе и Украины. Но, понимая риски ситуации, надо искать и новые рынки сбыта. Так, в Азербайджане, где объем внутреннего потребления чая составляет 15 тыс. тонн в год, действует система неформального ограничения импорта любой чайной продукции. Причем импорт чая, который производится в Азербайджане, в Россию составил почти 3 тыс. тонн, а экспорт из России в Азербайджан всего 134 тонны. Важно развивать экспорт и в Узбекистан.

Чтобы Россия могла конкурировать с мировыми державами-производителями чая и кофе, по мнению Чантурия, необходимо облегчить фитосанитарные процедуры ввоза кофейного сырья через страны ТС, отменить таможенную пошлину для товаров и сырья, которые не произрастают и не производятся на территории РФ. Речь идет, в том числе, и о фильтровальной бумаге, которая производится тремя мировыми компаниями в разных странах. Ну и, конечно, о каркаде, чабреце, матэ, ройбуше.

Отечественные производители сетуют, что до сих пор чай не попал в перечень товаров, облагаемых сниженной ставкой, которые вошли в состав потребительской корзины. Снижение ставки НДС хотя бы на черный чай с 18 до 10% позволит сделать этот напиток более доступным продуктом, утверждают в ассоциации.


"Российская Бизнес-газета" №942 (13)
Елена Шмелева

Источник: «Российская газета»

Добавлено: 15.04.2014 в 06:26 | Просмотров: 594 | Комментариев: 0
Поделиться: