УчастникамПолезная информацияСтатьи и комментарии

"Первичка", что и как проверяют контролирующие органы

Вопрос проверки первичной документации является очень сложным. Все дело в том, что несмотря на то, что перечень обязательных реквизитов определен законодательно, и вы проверили все реквизиты, вы все равно можете столкнуться со штрафными санкциями и судебными спорами. Почему? Попробуем разобраться.

Обязательные реквизиты документов определены только для целей бухгалтерского, а не налогового учета.

В статье 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержатся следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи уполномоченных лиц.

Следовательно, именно данные реквизиты могут проверять.

Однако часто налоговая проверка не ограничивается проверкой только обязательных реквизитов.

Например, проверяющие часто осуществляют проверку полномочий лиц, подписывающих документы.

Подтверждением передачи полномочий на подписание первичного документа может служить:

- приказ (распоряжение) руководителя организации или

- доверенность от имени организации, которая оформлена в соответствии со ст. ст. 185 - 187 ГК РФ.

Приказ (распоряжение) руководителя следует дополнить приложением с образцами подписей уполномоченных лиц. В некоторых случаях налоговый орган недоверчиво относится к подписанию документов без доверенности и правомерность подписания на основании приказа приходится доказывать в судебном порядке. Например, в Определении ВАС РФ от 08.04.2013 N ВАС-4683/13 по делу N А09-6788/2011 суд установил, что акт приемки выполненных работ подписаны лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени заказчика, у подрядчика отсутствовали основания сомневаться в том, что выполненные работы принимаются неуполномоченным лицом.

Однако в некоторых случаях компаниям не удается доказать правомерность подписания документов, например, если в первичных документах нет ссылок на доверенность лица, то налоговый орган может признать необоснованным обогащением. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2012 по делу N А45-15655/2011 суд указал, что представленные акты о приемке выполненных работ подписаны неуполномоченными лицами, которые не имели соответствующих доверенностей.

Кроме того, налоговый орган проверяет само содержание документов. Часто налоговый орган может доказать необоснованную выгоду, если первичный документ содержит недостоверные сведения, например, если данные в первичном документе не совпадают с договором и данными бухгалтерского учета. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.11.2013 по делу N А65-10656/2012 суд установил, что налогоплательщик, заключая сделки с контрагентами, преследовал цель получения необоснованной налоговой выгоды, отражая в бухгалтерском учете операции по оплате выполненных работ по документам, не соответствующим реальным обстоятельствам и содержащим недостоверные сведения. И это не единственное подобное решение. В другом судебном акте суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик, не проявив должной осмотрительности при выборе контрагентов и приняв от них документы, содержащие недостоверную информацию, налогоплательщик взял на себя риск негативных последствий в виде невозможности получения налоговых вычетов из бюджета (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.09.2013 N Ф03-3967/2013).

Риск возникает и если компания или предприниматель потеряют документы. Минфин России считает, что документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, которые утрачены налогоплательщиком, должны быть восстановлены (Письмо Минфина России от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191).

Таким образом, первичные документы должны быть в наличии, содержать обязательные реквизиты, в них должны отсутствовать противоречия. Также следует особым образом обращать внимание на проверку подписей.

Источник: ООО «Аудиторская фирма «БИЗНЕС-СТУДИО»

Добавлено: 09.07.2014 в 06:06 | Просмотров: 436 | Комментариев: 0
Поделиться: