УчастникамПолезная информацияНовости

В Петербурге меняется схема размещения рекламы: в городе останется 532 рекламные конструкции – вместо 9,6 тысяч

В Петербурге меняется схема размещения рекламы: в городе останется 532 рекламные конструкции – вместо 9 тыс. 602. Впоследствии эта цифра вырастет до трех тысяч. О том, почему в историческом центре может не остаться рекламы, почему некоторые операторы не хотят демонтировать рекламные конструкции и каковы планы Смольного по части этого бизнеса, корреспонденту «БалтИнфо» рассказал и.о. председателя Комитета по печати Сергей Серезлеев.

— Схему размещения рекламы в Петербурге утвердили в апреле. С чем связана разработка изменений в документе?

— В сентябре к нам поступил протокол заседания Общественной комиссии по безопасности дорожного движения при правительстве РФ, которую возглавляет первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. На этом заседании было принято несколько решений, в том числе в части установки рекламных конструкций. Это два пункта: во-первых, указание субъектам в случае разработки или принятия схемы провести проверку ее соответствия ГОСТу, во-вторых, поручение органам МВД обеспечить контроль за выполнением внесения изменений в схему в случае, если она не соответствует ГОСТу. Имеется в виду ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Соответственно, сотрудники Комитета по печати выявили объекты размещения рекламы, не соответствующие ГОСТу – это три основные позиции: арки над проезжей частью, разделительные полосы и пятиметровая зона от проезжей части. Так получились, что ГОСТу соответствуют 532 места, – этот список направлен в ГИБДД. Однако стоит помнить, что ГИБДД – орган контролирующий, а не согласующий. Но, если у них будут замечания, то мы переработаем проект. При этом, скорее всего, эта цифра останется неизменной – перед началом нашей работы мы проговаривали все детали с ГИБДД.

— Пять метров от проезжей части… Получается, что из центра Петербурга исчезнет реклама?

— Да. Исторически центр города так построен – вы сами видите тротуары, по которым мы ходим. Кроме того, будет убрано порядка 80 объектов рекламы на арках над проезжей частью и порядка одной тысячи – на разделительных полосах.

— После утверждения этих 532 мест, будут ли проводиться еще какие-либо изменения в схеме?

— Мы проводим работу относительно той схемы, которая уже существует. Но и эта измененная схема с 532 местами не конечна. Особенно хочу подчеркнуть, что параллельно мы ищем новые места для размещения рекламных конструкций, которые будут соответствовать ГОСТу – проводим работу с подведомственными структурами. Кроме того, мы открыты для взаимодействия со всеми рекламными компаниями: приглашаем на совещания представителей рекламных операторов, потому что они лучше могут определиться с вопросами по логистике, коммерческой привлекательности объекта, например. Планируется, что в итоге общее количество рекламных конструкций в городе составит порядка 2,5-3 тысяч. Работа будет вестись поступательно: сначала мы утвердим эти 532 места, потом, когда определимся с дополнительными местами, внесем следующие поправки в схему.

— Доход в городскую казну от аренды рекламных мест, очевидно, станет меньше – есть ли варианты решения этой проблемы?

— Конечно, мы должны подумать о компенсации выпадающих доходов. Особенно с учетом того, что мы получаем с наружной рекламы порядка 800 млн рублей в год – сумма не маленькая. Уменьшив количество рекламных конструкций, мы, скорее всего, увеличим их стоимость. Может быть это пессимистический прогноз – поэтому мы и включаем в обсуждения ситуации операторов – может быть, они найдут предложение, которое будет удовлетворять всех. У нас нет задачи «убить» этот рынок – мы должны выполнить ГОСТ и предоставить возможности по альтернативной адресной программе
— Но недостаток части из этих 800 млн все равно будет?
Сейчас изменилась схема финансирования. Когда у города и оператора были договорные отношения, то последний платил за рекламное место авансом. Сейчас, когда договоры закончились, оператор платит за каждый месяц, причем 30 дней спустя. Кто-то платит, кто-то пытается придержать платеж – но за текущий год из 800 млн мы получили уже порядка 600 млн рублей. Это все аренда рекламных мест по старой схеме.

— Если договоры с операторами закончились, то результат чего — те рекламные конструкции, которые мы видим в городе?

— На сегодняшний день у операторов нет отношений с городом. Когда разрабатывалась существующая сейчас схема размещения объектов рекламы, планировалось, что так или иначе при проведении торгов после утвержденной схемы пройдет естественный отбор операторов: кто выиграет, тот останется, кто нет – уйдет и заберет свои рекламные конструкции. Но торги были отменены комитетом, поступил протокол заседания комиссии при Игоре Шувалове – и сейчас Комитет по печати занимается приведением схемы в соответствие ГОСТу. После утверждения соответствующих изменений в схему и произойдет демонтаж порядка 95% рекламных конструкций, которые есть в городе.

— После принятия изменений в схему, когда будут проведены торги и изменится ли что-нибудь в их процедуре?

— После того, как мы проведем согласования на внесение изменений в схему, у нас будет соблюдено требование федерального законодательства для торгов – то есть наличие самой схемы с этими 532 местами. И по ним уже можно будет проводить торги, приблизительно, в конце ноября. Обобщив наш опыт общения с ФАС, а также замечания службы, было предложено провести аукцион на каждое рекламное место отдельно. Так мы сможем исключить всякого рода замечания со стороны контролирующих органов, операторов Петербурга, а также обеспечить прозрачность процедуры и возможность участия в торгах той компании, которая хочет купить даже одно место. Таким образом, капитализация торгов будет значительно выше.

— Каким образом будет проводиться демонтаж конструкций, которые не будут соответствовать изменениям в схеме?

Законодательно определяет несколько видов демонтажа – добровольный и принудительный. По второму варианту схема отработана: по конкурсу будут выбираться компании-подрядчики (5-7 организаций), с которыми заключает договоры ГУП «ГЦРР». Эти подрядчики по нашим заданиям производят демонтаж. Средства, потраченные на работы, позднее взыскиваются через суд у рекламных операторов. Контролирующие функции по демонтажу будут осуществлять сотрудники ФАС, ГИБДД, МВД. Представители двух последних ведомств будут выходить на демонтаж вместе с нашим сотрудником, чтобы на месте составлять протокол о нарушении рекламным оператором условий договора аренды места. Как известно, штраф для юридических лиц составляет от полумиллиона до миллиона рублей. Мы стимулируем компании производить демонтаж добровольно. Более того, это их обязанности – в условиях договора сказано, что когда действие договора истекает, оператор должен демонтировать конструкцию добровольно. Предварительно мы оцениваем, что на принудительный демонтаж рекламных конструкций уйдет порядка 155-200 млн рублей.

— То, что касается пятиметровой зоны – будут ли демонтироваться малые рекламные конструкции? Социальная реклама?

— Будет демонтироваться абсолютно все. Для социальной рекламы тоже нужен объект-носитель. Приведу красочный пример – будут убраны даже остановочные павильоны с рекламными конструкциями, которые не соответствуют ГОСТу. Их порядка 1 тыс. 702 штук, в основном, в Центральном районе. Однако здесь другой острый вопрос: убрав такой павильон, мы получим пустое место. Мы должны спланировать работу нашего комитета, и Комитета по благоустройству так, чтобы на это место был поставлен другой павильон. Это работа социально ответственная, особенно в преддверии зимы. По этому поводу мы предложили операторам два варианта: безвозмездно передать павильоны в казну города – они не согласились, либо демонтировать павильоны в последнюю очередь. Ведь мы должны заложить средства в бюджет на изготовление новых павильонов, их установку. Ожидается, что на это уйдет 450 млн рублей, в эту стоимость не включено обслуживание объектов.

— Есть мнение среди представителей операторов, что ведь кто-то когда-то разрешил им ставить рекламные конструкции, а сейчас, получается, они еще и виноваты остались?

— Никто никого не обвиняет. Рекламные операторы работают на российском рынке порядка 23-25 лет. В течение этого времени законодательство менялось: в 2008 году вступил в силу ФЗ «О рекламе», в 2003 году – ГОСТ. Операторам я бы рекомендовал подстроиться под современные реалии. Есть требования ГОСТа. Многие говорят, что он носит рекомендательный характер. Мы запрашивали мнение по этому поводу у Ростехрегулирования. Пришел ответ о том, что да, у ГОСТа – рекомендательный характер, но не в случае, если рекламные конструкции представляют собой угрозу жизни граждан. Есть правоприменительная и судебная практики, которые указывают на обязательность ГОСТа к исполнению. Более того, решение привести схему размещения рекламы в соответствие с ГОСТом – не является неожиданным. ГИБДД давно предупреждало, что рекламных операторам следует соблюдать рекомендации этого документа. Поэтому случилось то, что должно было случиться. Я понимаю, что некоторые операторы занимают, в принципе, агрессивную позицию: «это мое место, и я буду тут работать». Но это право города определять, где должна быть реклама. Не все компании это понимают.
Более того, если спросить жителей Петербурга, как они относятся к рекламе в центре города, то уверен, что 97% выразят негативное отношение. Город устал от рекламы. При этом я не хочу быть человеком, который намерен «поставить крест» на этом отраслевом бизнесе, но должна быть умеренная революция. Невозможно вести себя так, как ведут сейчас операторы. К сожалению, осознание того, что город не хочет с этим мириться – к некоторым операторам не приходит. На сегодняшний момент необходимо выполнять те требования, которые существуют.

Наталья Блинникова,

Источник: БалтИнфо

Добавлено: 23.10.2014 в 06:41 | Просмотров: 593 | Комментариев: 0
Поделиться: