УчастникамПолезная информацияОбзоры, аналитика, статистика

Закон о защите прав юрлиц и ИП при госконтроле - пока основной ориентир для НКО. Обзор законодательства от 2 марта 2015 года.

Главные новости:

ВИЗА перешла на процессинг НСПК

Готовим схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории

Банковская деятельность

Информация Банка России от 19 февраля 2015 г. "АО "НСПК" и ООО Платежная система "ВИЗА" заключили договор о переводе транзакций по картам ВИЗА на процессинг в НСПК"

ВИЗА перешла на процессинг НСПК

Банк России сообщает, что АО "НСПК" и ООО Платежная система "ВИЗА" 18 февраля 2015 г. заключили договор об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга по операциям внутри страны с использованием карт платежной системы ВИЗА процессинговым центром НСПК.

Кроме того, Банк России, АО "НСПК" и ООО Платежная система "ВИЗА" заключили договор о порядке оказания расчетных услуг по вышеуказанным операциям через ЦБ РФ.

__________

Транспорт и связь

Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения"

Новое требование к операторам связи! 

Внесены изменения в правила оказания услуг связи проводного радиовещания, для целей телевизионного и радиовещания, а также телематических услуг связи.

Установлено, что оператор связи в порядке, определяемом Правительством РФ, обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Соответствующие требования включены в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи.

__________

Страховая деятельность

Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2015 г. N 150 "О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего"

ОСАГО: страховую выплату в части возмещения расходов на восстановление здоровья будут рассчитывать по нормативам.

Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего распространены на ОСАГО.

Как указано в справке к постановлению, это позволит пострадавшим при ДТП получить страховую выплату в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья по упрощённой и оперативной схеме. Гражданам не придётся дожидаться окончания лечения, чтобы возместить понесённые на лечение расходы. Страховая выплата будет производиться страховщиком по нормативам на основании медицинских документов, в которых указаны характер и степень повреждения здоровья, и документов, подтверждающих факт ДТП.

Внесен ряд корректив и в сами правила расчета суммы страхового возмещения. Напомним, что они применяются также при обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика и владельца опасного объекта.

Размер выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью установлен в процентном отношении к страховой сумме, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего в договоре (ранее он выражался в твердой сумме). Так, для I группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" размер выплаты составляет 100% страховой суммы, для II группы инвалидности - 70%, для III группы инвалидности - 50% страховой суммы.

Уточнен и дополнен перечень повреждений здоровья и соответствующих им нормативов страховых выплат.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2015 г.

__________

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"

Надо уточнить правила проведения проверок НКО прокуратурой!

Предметом проверки стали нормы Закона о прокуратуре в части проверок НКО на предмет соблюдения ими законов.

Так, положения обязывают исполнять требования прокурора в срок.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения.

Также нормы закрепляют права прокурора при осуществлении им своих функций.

КС РФ счел, что в определенном значении данные положения являются конституционными.

Они таковы в той мере, в какой закрепляют полномочие прокурора требовать при проведении упомянутых проверок представления руководителями и другими должностными лицами НКО необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Как пояснил КС РФ, этим нормы обеспечивают выполнение прокуратурой возложенной на нее функции.

Также нормы конституционны в той мере, в какой предполагают на практике следующее.

Прокуратура проверяет исполнение законов НКО в пределах предмета конкретной проверки.

Такой предмет проверки обусловлен наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц. Причем их нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО.

Мотивированное решение должно доводиться до сведения проверяемой НКО, по крайней мере, в момент начала проверки.

Прокурор может запрашивать у проверяемой НКО документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки.

Однако имеются в виду документы и материалы, которые нельзя получить у других госорганов или из открытых источников (и которые ранее не передавались прокуратуре при проверке этой же НКО).

Причем НКО не обязана представлять документы, которые она не должна иметь по законодательству, а также формировать материалы, не имеющиеся на момент предъявления прокурором требования.

Прокуратура не вправе повторно проводить проверку НКО по тем же фактам предполагаемых нарушений, которые уже оценивались ранее. Исключение - проверка устранения нарушений, которая производится в разумный срок после их выявления.

Привлекать к проверке представителей (сотрудников) других госорганов прокуратура может лишь для осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.

По итогам проверки прокуратура обязана утвердить акт, отражающий наличие или отсутствие нарушений (по поводу которых проводилась проверка), и довести его до сведения НКО.

НКО вправе обратиться в суд, чтобы проверить законность подобных мероприятий. Бремя доказывания правомерности проверки в таком случае лежит на прокуроре.

В тоже время в ином аспекте нормы неконституционны.

Они признаны таковыми в той мере, в какой не закрепляют общие (предельные) сроки проверок НКО.

Также нормы, обязывая безусловно исполнять требования прокурора в срок (нарушение которого влечет административную ответственность), не регламентируют конкретное время для этого.

Законодатель должен принять необходимые поправки в части сроков.

До этого разумность подобных сроков суд должен оценивать с учетом того, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Пока ориентир для такой оценки - Закон о защите прав юрлиц и ИП при госконтроле.

__________

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду"

Применение двухкомпонентных тарифов на горячую воду: скорректированы правила определения нормативов потребления и предоставления коммунальных услуг.

Скорректирован ряд актов Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В частности, теперь при определении нормативов потребления услуг холодного и горячего водоснабжения учитывается также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.

Уточнены показатели, которые используются при выборе единицы измерения нормативов потребления горячей воды.

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив потребления услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении определяется исходя из следующих показателей. Во-первых, норматива потребления холодной воды для оказания услуги по горячему водоснабжению. Во-вторых, норматива расхода теплоэнергии на подогрев такой воды. В последний включается расход энергии, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с установленными к ее качеству требованиями.

Уполномоченный орган определяет норматив расхода теплоэнергии на подогрев холодной воды с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного или жилого дома, а также ряда конструктивных особенностей домов. Речь идет о наличии (отсутствии) изолированных (неизолированных) стояков и полотенцесушителей.

Утверждена формула для расчета норматива расхода теплоэнергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению.

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду (теплоноситель) и компонента на теплоэнергию для потребителей, размер платы за услугу по горячему водоснабжению определяется с применением названных компонентов к объемам (количеству) соответственно потребления горячей воды и теплоэнергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

__________

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"

Готовим схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

С 1 марта 2015 г. меняется порядок образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Участок может быть образован в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Это допускается при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

В соответствии с Земельным кодексом РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории подготавливается публичными органами власти либо заинтересованными в предоставлении земельных участков гражданами и юрлицами.

Установлены требования к подготовке схемы и ее форма.

В схеме определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

По общему правилу схема подготавливается в виде электронного документа, в том числе с использованием официального сайта Росреестра.

Если подготовку схемы обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления ему без проведения торгов, схема по выбору указанного гражданина может быть подготовлена в форме электронного документа или на бумажном носителе.

Установлены требования к электронному формату схемы.

Схема в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа, утвердившего схему.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2015 г. Регистрационный N 36018.

__________

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/682@ "Об утверждении форм и форматов представления в налоговый орган Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации, принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иных сведений, подлежащих включению в реестр"

 

О представлении ЦБ РФ и Росавиацией отдельных сведений в налоговое ведомство.

ЦБ РФ и Росавиация обязаны передавать в налоговый орган определенные сведения.

Это данные, соответственно, об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юрлиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр.

Установлены формы и электронный формат представления информации.

Сведения подаются в течение 5 рабочих дней с даты совершения соответствующих действий.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2015 г. Регистрационный N 36047.

__________

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N АКПИ14-1367 О признании недействующим подпункт "е" пункта 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 839

Поступление в вуз: диплом победителя или призера всероссийской олимпиады школьников имеет "срок годности"?

При поступлении в вузы определенная категория лиц имеет особые права или преимущества.

Речь идет о тех, кто стал победителем или призером всероссийской олимпиады школьников.

Данные лица имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний.

В отношении таких лиц Порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2015/16 учебный год, предусматривает определенное правило.

Для того, чтобы подтвердить наличие особого права или преимущества, эти лица при поступлении должны представить диплом победителя или призера либо документ, подтверждающий получение такого диплома.

Причем Порядок закрепляет, что речь идет только о дипломе, полученном не ранее 4 лет до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно.

ВС РФ счел, что такое требование в части установления срока получения диплома является незаконным.

Отклоняя довод о том, что постоянное обновление общеобразовательных программ приводит к устареванию знаний, полученных в предыдущие годы, ВС РФ указал следующее.

Закон об образовании предоставляет особые права гражданам при приеме на обучение по имеющим госаккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального, региональных или местных бюджетов по не имеющим госаккредитации программам бакалавриата и специалитета.

Так, по закону право на прием на обучение по таким программам без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.

При этом из закона не следует, что соответствующий орган власти (Минобрнауки России) вправе устанавливать ограничения по сроку действия упомянутого диплома победителя или призера.

В нарушение этого Порядок закрепляет подобный срок, из-за чего исключается возможность приема без вступительных испытаний на обучение тех, кто представил дипломы, полученные ранее 4 лет.

С учетом этого оспариваемое требование Порядка в части установления срока получения указанного диплома признается недействующим.

__________

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 февраля 2015 г. N 02-56

О прохождении ЕГЭ некоторыми категориями обучающихся.

Приведена информация по вопросу прохождения ЕГЭ выпускниками прошлых лет, обучающимися по программам среднего профобразования, а также обучающимися, получающими среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

Заявления об участии подаются в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определяемые органами власти регионов в сфере образования. При этом заявители выбирают только те предметы, которые им необходимы для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Выпускники прошлых лет предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным переводом.

Также предъявляется справка образовательной организации об обучении в ней. Оригинал справки, подтверждающей факт обучения в иностранной организации, предъявляется с заверенным переводом.

При поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета на 2015/16 учебный год обучающийся предъявляет документ об образовании (среднем общем, среднем профессиональном, начальном профессиональном, высшем).

 

 

Мониторинг законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2015

Выборы, избирательная система, референдум

Закон Санкт-Петербурга от 19 февраля 2015 г. N 38-16 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О референдуме Санкт-Петербурга"

В Санкт-Петербурге скорректировано законодательство о референдуме.

В порядок реализации инициативы проведения референдума внесены изменения, касающиеся положений о подписи ходатайства инициативной группы.

Так, в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

__________

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

Закон Санкт-Петербурга от 18 февраля 2015 г. N 97-15 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга"

Отредактирован Закон "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга".

Скорректированы положения Закона "О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга" в части даты вступления в силу. Так, данный Закон вступает в силу с 1 марта 2017 года (ранее - с 1 марта 2015 года).

Закон Санкт-Петербурга вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

__________

Основы государственно-правового устройства

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 г. N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга"

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга: задачи, полномочия, права и обязанности.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга - исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, а также в сфере земельных отношений.

Основными задачами Комитета являются осуществление приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга; осуществление юридических действий, связанных с разграничением государственной собственности; управление государственным имуществом; учет государственного имущества в реестре государственной собственности Санкт-Петербурга; распоряжение государственным имуществом в соответствии с действующим законодательством; контроль за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга и др.

Определены полномочия, функции, права, обязанности и структура Комитета.

Финансирование КИО осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Постановление вступает в силу с 21 апреля 2015 года.

__________

Основы государственно-правового устройства

Закон Ленинградской области от 16 февраля 2015 г. N 8-оз "О прекращении осуществления органом местного самоуправления муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений"

МО "Город Волхов" Ленинградской области: прекращены полномочия ОМСУ в сфере административных правоотношений.

Орган местного самоуправления МО "Город Волхов" Волховского муниципального района Ленинградской области прекращает осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений в связи с наступлением обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление этих полномочий становится нецелесообразным.

Соответственно, полученные на эти цели ранее бюджетные средства (их остатки) подлежат возврату в областной бюджет в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в силу областного закона.

Внесены соответствующие корректировки в закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере административных правоотношений".

Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

__________

Закон Ленинградской области от 16 февраля 2015 г. N 9-оз "О прекращении осуществления органом местного самоуправления муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений"

Скорректированы полномочия ОМСУ МО "Город Гатчина" Ленинградской области.

В связи с наступлением обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление отдельных государственных полномочий Ленинградской области в сфере административных правоотношений становится нецелесообразным, решено прекратить осуществление органом местного самоуправления МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области указанных полномочий.

В связи с данным обстоятельством неиспользованные остатки средств межбюджетного трансферта на исполнение указанных полномочий подлежат возврату в областной бюджет не позднее 1-го месяца со дня вступления в силу областного закона.

Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

__________

Строительство, градостроительство и архитектура

Закон Ленинградской области от 16 февраля 2015 г. N 3-оз "О внесении изменения в статью 12 областного закона "О регулировании градостроительной деятельности на территории Ленинградской области в части вопросов территориального планирования"

Региональные нормативы градостроительного проектирования в Ленинградской области: подготовка, утверждение, внесение изменений.

В новом виде представлен порядок подготовки, утверждения и внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования:

- решение о подготовке региональных нормативов градостроительного проектирования принимается Правительством Ленинградской области в форме распоряжения; подготовка нормативов осуществляется уполномоченным Правительством ЛО органом исполнительной власти;

- осуществляется разработка проектов региональных нормативов и их согласование с ОИВ ЛО в соответствии с их компетенцией в порядке и сроки, установленные Правительством Ленинградской области. Проект размещается на официальном интернет-портале не менее чем за 2 месяца до утверждения;

- ОИВ ЛО обеспечивает внесение региональных нормативов на рассмотрение и утверждение Правительством Ленинградской области в установленном законодательством Ленинградской области порядке;

- утвержденные нормативы подлежат опубликованию в печатных СМИ, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Ленинградской области, а также размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий 5 дней со дня утверждения указанных нормативов. Внесение изменений осуществляется в аналогичном порядке.

Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

__________

 

Иные вопросы хозяйственной деятельности

Закон Ленинградской области от 16 февраля 2015 г. N 5-оз "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ленинградской области и экспертизы нормативных правовых актов Ленинградской области"

Законодательство Ленинградской области в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности: об оценке и экспертизе.

Урегулированы отношения, возникающие при проведении:

- оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Отмечено, что оценка проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов указанных субъектов, областного бюджета Ленинградской области;

- экспертизы нормативных правовых актов Ленинградской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Установлено, что экспертиза проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

__________

 

Источник: ООО "ИКК "ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ", официальный партнер компании "Гарант"

Добавлено: 09.03.2015 в 10:10 | Просмотров: 532 | Комментариев: 0
Поделиться: