УчастникамПолезная информацияОсновные законы и нормативные документы

Об ответственности производителей пищевой продукции за нарушение периодичности проведения медосмотров работников

Какие штрафы грозят работодателю, нарушившему санитарно-эпидемиологические требования по допуску сотрудников к работе?

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим сферу производства, оборота и реализации пищевой продукции (а в их отсутствие – санитарным правилам), работники, непосредственно контактирующие с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией при ее изготовлении и (или) обороте, обязаны проходить предварительные и периодические медосмотры. Работодатели, со своей стороны, должны обеспечивать исполнение работниками указанной обязанности. Допуск к работе сотрудников в нарушение установленных требований грозит работодателю внушительными штрафными санкциями. Какими именно, читайте в данном материале.

Общие требования по проведению медосмотров

Согласно п. 6 ст. 11 ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции»[1] (далее – Технический регламент) работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства – члена ТС.

При этом п. 3 ст. 34 Закона № 52-ФЗ[2] налагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность по обеспе­чению условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не должны допускаться к работе (п. 4 ст. 34 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 6 указанной статьи порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определен положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н).

В соответствии с приложением 2 к Приказу № 302н работы в организациях пищевой промышленности, в организациях общественного питания допускаются при прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Периодичность прохождения медицинских осмотров – один раз в год.

Как сказано в п. 2, 4 приложения 3 к Приказу № 302н, обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований (п. 30 приложения 3 к Приказу № 302н). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки работников (п. 33 приложения 3 к Приказу № 302н).

Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (п. 2 приложения 3 к Приказу № 302н).

Отраслевые требования

Обязательность прохождения работниками, занятыми в пищевой промышленности, предварительных и периодических медицинских осмотров также предусмотрена отраслевыми нормативными актами.

Например, санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий установлены СП 2.3.4.3258-15 с одноименным названием. Данный документ утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.02.2015 № 10 и действует с 7 марта 2015 года[3].

В пункте 14.9 СП 2.3.4.3258-15 сказано, что работники организации должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Приказом № 302н. А согласно п. 15.1 СП 2.3.4.3258-15 руководитель организации должен обеспечить направление работников на периодические медицинские осмотры, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы.

Другой пример. Обязательные требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Законом № 88-ФЗ[4].

Пункт 1 ст. 22 названного закона предусматривает обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра (обследования) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работниками, занятыми в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки. А из положений п. 2 ст. 21 Закона № 88-ФЗ следует, что предприятие в рамках производственного контроля должно обеспечивать выполнение требований гигиены.

Добавим: действующим с 1 мая 2014 года ТС 033/2013 «Технический регламент. О безопасности молока и молочной продукции»[5] требования в части обязательности проведения медосмотров работников, занятых при производстве молока и молочной продукции, прямо не установлены. Тем не менее по ряду моментов (касающихся, например, организации производства – п. 45) положения указанного регламента содержат оговорки об обязательности соблюдения требований, установленных Техническим регламентом.

Мера ответственности

Наличию установленной законом какой-либо обязанности, как правило, корреспондирует соответствующая мера ответственности за ее несоблюдение. Применительно к анализируемой ситуации такая ответственность установлена положениями как минимум двух законодательных норм – ст. 6.3 и 14.43 КоАП РФ.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов. Данной статьей установлены штрафные санкции в следующем размере:

  • для должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.

Альтернативой штрафу является административное приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на срок до 90 суток, применяемое в отношении как предпринимателей, так и юридических лиц.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации или в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъективная сторона характеризуется виной, а субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм (включая производителя пищевой продукции).

Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрены штрафы в размере:

  • от 10 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 20 000 до 30 000 руб. – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 300 000 руб. – для юридических лиц.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является формальным. Он не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан. На этот нюанс указанной нормы обращено внимание, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2015 № 10АП-19217/2014 по делу № А41-61426/14).

Если деяния, поименованные в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, повлекли за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, ответственность за них предусмотрена уже ч. 2 названной статьи. Размер штрафов, установленных ею, следующий:

  • от 20 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 300 000 до 600 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой – для юридических лиц.

Возникает закономерный вопрос: положения какой из трех упомянутых норм (ст. 6.3, ч. 1 или ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ) подлежат применению в отношении работодателя, игнорирующего требования законодательства о необходимости проведения периодических медосмотров сотрудников, занятые на работах, связанных с производством (изготовлением) пищевой продукции?

Обратите внимание

Протоколы об административном правонарушении по ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ составляют должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 19 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, преду­смотренных названными статьями, могут рассматривать суды и должностные лица указанных органов (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).

Примеры из практики

ВПостановлении АС ВВО от 23.10.2014 по делу № А79-1016/2014 поводом для судебного разбирательства стали результаты проверки территориальным отделением Роспотребнадзора пекарни, принадлежащей индивидуальному предпринимателю. (Поводом для проверки послужило анонимное обращение о несоблюдении санитарных условий в пекарне.) Контролеры, установив нарушение периодичности прохождения медицинского осмотра сотрудниками пекарни, составили протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, и обратились с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Предприниматель, в свою очередь, счел, что контролеры (а вслед за ними и нижестоящие судебные инстанции) неправильно квалифицировали его действия – по ч. 2 ст. 14.43, а не по ст. 6.3 КоАП РФ. То есть предприниматель не согласился с размером штрафа (напомним, по первой норме его размер составляет от 30 000 до 40 000 руб., по второй – от 500 до 1 000 руб.).

Однако кассационная инстанция встала на сторону контролеров, признав правомерными доводы, которые привел судья первой инстанции в Решении Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 18.04.2014 по делу № А79-1016/2014.

Согласно требованиям действующего законодательства к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их реализации (законов № 29-ФЗ[6], 52-ФЗ, Технического регламента) работники, занятые на работах, которые связаны в том числе с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством РФ. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на эти заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения данных заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиеническое обучение, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями.

Иными словами, прохождение работниками пищевой промышленности медицинских обследований в первую очередь связано с безопасностью пищевой продукции. При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работниками медицинских осмотров. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не должны допускаться к работе.

Следовательно, предприниматель должен был предпринять меры, направленные на выполнение требований законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, требований технических регламентов в ходе осуществления своей деятельности при отсутствии к тому каких-либо объективных препятствий.

Административное правонарушение, совершенное предпринимателем, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей. Оно носит существенный характер, поскольку в конечном итоге оказывает влияние на качество и безопасность пищевых продуктов, на жизнь и здоровье потребителей. Отсутствие вредных последствий как таковых в данном случае не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения и само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

Заметим: арбитры АС ВВО отклонили также довод предпринимателя о том, что в силу п. 3.3 Решения Комиссии Таможенного Союза № 880, утвердившего Технический регламент, предприниматель мог не соблюдать требования названного документа до 15 февраля 2015 года (то есть до окончания переходного периода). При этом они подчеркнули: указанный пункт действует в отношении требований, предъявляемых к продукции, а не к процессу ее производства.

Аналогичный спор был рассмотрен арбитрами АС СКО в Постановлении от 18.12.2014 по делу № А32-13423/2014. В данном деле за допуск к работе сотрудников, не прошедших медицинский осмотр, общество (осуществляющее производство молока и молочной продукции) было привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 по делу № А55-14787/2012 юридическое лицо (основные виды деятельности – производство, закупка, переработка молока и молочных продуктов) также было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение Закона № 88-ФЗ. Нарушения выразились, кроме прочего, в допуске к работе сотрудников, не прошедших медицинский осмотр, в нарушении порядка осуществления производственного контроля качества выпускаемой продукции.

* * *

Итак, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к личной гигиене персонала (в том числе в части нарушения периодичности прохождения обязательных медосмотров), установленных нормативными актами (государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку от выполнения данных требований напрямую зависит безопасность производимой или реализуемой пищевой продукции.

Как отмечено в п. 1 Письма Роспотребнадзора от 29.04.2013 № 01/5020-13-32, для квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ не имеет значения содержание в нормативно-правовом акте указанных требований. Эти требования до вступления в силу соответствующего технического регламента могут быть изложены и в санитарных правилах. В том же письме чиновники Роспотребнадзора подчеркнули: при привлечении нарушителей к административной ответственности в каждом конкретном случае должна прослеживаться прямая связь между соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к личной гигиене персонала с процессами производства, хранения и реализации продукции. Очевидно, что данная взаимосвязь будет иметь место, если работник непосредственно осуществляет процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции, например, является продавцом, сотрудником склада, пекарем, поваром, кондитером и т. п. Допуск работников к выполнению таких работ без прохождения обязательного медицинского осмотра либо наличие факта невозможности соблюдения ими правил личной гигиены образуют состав административного правонарушения, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Напротив, отсутствие прямой взаимосвязи работника с процессами производства, хранения или реализации пищевой продукции является обстоятельством, исключающим событие административного правонарушения, пре­дусмотренного обозначенной нормой. Например, нарушение работодателем порядка прохождения работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юристом и т. д.), медицинских осмотров образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Рассматривая в п. 2 Письма № 01/5020-13-32 соотношение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ, Роспотребнадзор признал тот факт, что должностные лица территориальных органов при решении вопроса о квалификации административных правонарушений по ч. 1 или 2 названной статьи зачастую допускают ошибки. В связи с этим чиновники ведомства подчеркнули: в каждом конкретном случае при привлечении производителя к ответственности ревизорам необходимо доказывать и обосновывать факт возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан как следствие нарушения субъектом обязательных требований, даже если, на первый взгляд, такая угроза очевидна.


[1] Утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 880.

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] До указанной даты на территории РФ применялись санитарные правила и нормы, установленные СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25.09.1996 № 20).

[4] Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

[5] Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67.

[6] Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Источник: Журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавлено: 21.05.2015 в 10:55 | Просмотров: 1209 | Комментариев: 0
Поделиться: