УчастникамПолезная информацияПопулярные темы

Как защитить магазин от воровства и хищений

Воровсто и кражи в магазинах остаются основной проблемой для собственников бизнеса. И пусть в России о данной проблеме говорят крайне неохотно – тем не менее, она существует. Если вы хотите защитить свой бизнес, связанный с розничной торговлей, и сделать его более рентабельным, то с этим явлением необходимо бороться.

В чем причина возникновени подобных явлений? Давайте попробуем проанализировать эту проблему и дать основные рекомендации по её нейтрализации. Рассмотрим каждый тип краж более подробно.
Воровство со стороны сотрудников магазина
По статистике зарубежных стран на воровство со стороны сотрудников магазина приходится 48% от общего числа краж. Это почти половина. Так что если вы хотите защитить свой бизнес, начинать нужно со своих сотрудников. И дело не в том, что все люди нечестные, просто у человека по другую сторону прилавка всегда больше возможностей остаться незамеченным и свалить все содеянное на недобросовестных покупателей. И некоторые сотрудники этим пользуются.

Рассмотрим несколько примеров воровства сотрудниками магазина. Данное воровство, как правило, происходит на кассах или на складе.

1) Воровство на кассе

В сетевых розничных магазинах существует система «привязывания» клиента к торговой точке. Это система скидок и поощрений постоянным клиентам, которая реализуется с помощью карточек постоянного покупателя. Покупателю с данной картой обычно дают скидку от 3 до 5% на весь товар или на определенную группу товаров (например, помеченных желтыми ценниками). Пробивая товар покупателю, кассир может «воспользоваться» своей собственной картой и нанести ущерб предприятию. Также есть варианты, когда покупателю вносят большее количество товара, нежели он покупает или дешевый товар пробивается как более дорогой. Данный вид «кражи» не несет прямого ущерба магазину, но косвенно приводит к снижению количества постоянных покупателей, что в конечном итоге сказывается на доходах предприятия.

При сговоре с покупателем кассиры могут не пробить ему часть товара (как правило, самого дорогого) или пробить дорогой товар, как дешевый.

Данный вид мошенничества решается путем установки на кассах систем контроля кассовых операций. Интегрированная система видеонаблюдения, использующая технологию наложения текстовой информации кассового чека на видеоизображение, обеспечивает лучшее восприятие ситуации. Система поможет дистанционно контролировать рабочее место кассира, совмещать данные о кассовых операциях кассового терминала с видео, записывать видео для дальнейшего анализа и даже выдавать (и получать) сигнал тревоги при возникновении несанкционированной операции. Данные системы поддерживают запись не только видео и текста, но и звука, что в дальнейшем помогает более детально анализировать спорные ситуации.

2) Воровство на складе

На сладах продуктовых магазинов очень распространена кража товара, и затем списание его как естественную порчу продуктов. Если это склад непродовольственного магазина, то товар может списываться, как получивший повреждение при транспортировке.

Что необходимо делать, чтобы уменьшить вероятность воровства со стороны складского персонала? Прежде всего, необходимо ограничить доступ посторонних сотрудников на территорию склада. Для этой цели можно использовать систему контроля и управления доступом (СКУД) с помощью именных карт или биометрических параметров (например, отпечатка пальца). Все данные о перемещениях всех сотрудников склада будут фиксироваться, что позволит в дальнейшем проводить их анализ. В дополнение к СКУД необходимо установить систему видео- и аудиоконтроля складских помещений, рабочих мест и зон погрузки/выгрузки товара. Также организацияэлектронного учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на всех этапах перемещения товара поможет избежать путаницы и уменьшить его необоснованное «списание».

Воровство со стороны покупателей

Согласно статистическим данным в США, ежегодные потери в розничной торговле составляют около 30 миллиардов долларов. А доля воровства покупателей составляет по оценкам экспертов около 32 %.

Можно ли опираться на статистические данные, предоставляемые западными агентствами? Эксперты сходятся во мнении, что можно и нужно. Это необходимо для понимания важности стоящей перед предпринимателями проблемы.

Исследования выделяют несколько типов магазинных воров:

«Профи» – люди, которые занимаются воровством в магазинах на профессиональной основе – являются самыми злостными нарушителями. Представители этого типа магазинных воров доставляют больше всего неприятностей предприятиям розничной торговли. Среди всех магазинных воров их количество невелико – всего 3%. Однако на эту небольшую группу приходится 15% хищений, совершаемых покупателями. Обычно воры этого типа крадут товары для перепродажи.

«Профи» могут действовать самостоятельно или с подельниками. В качестве прикрытия они обычно используют имидж постоянного клиента. При этом одиночки заводят дружеские отношения с продавцами. При групповой работе задачей подельников является отвлечение внимания продавцов или охраны.

«Профи» не стесняются задействовать в «операциях» детей: похищенные товары укладываются в детский рюкзачок или в карманы одежды ребенка. Так уж повелось, что маленьких детей на выходе не подвергают процедуре проверки. Но даже если и будет проведен досмотр и выявлен факт кражи, ничего кроме выговора ребенку не грозит. Богат и арсенал воровских приспособлений для выноса вещей из магазина: сумки, дипломаты с потайными отсеками или двойным дном, одежда с дополнительными карманами и крючками.

Нередко «Профи» прибегают к приему подмены этикеток или ценников. Этот фокус проходит, если этикетку со штрих-кодом можно легко отделить от одной вещи и прикрепить к другой. Особенно часто этот прием проделывают в магазинах одежды: этикетки дорогой одежды заменяют этикетками с дешевой одежды.

Также, применяются и более изощренные и непредсказуемые методы кражи. Например, преступник регулярно обходит магазины схожего профиля, скажем, строительные, выдумывая легенду, в соответствии с которой он является представителем строительной фирмы. Таким образом, втираясь в доверие директора и обслуживающего персонала, что позволяет ему с одной стороны воровать товар, а в дальнейшем ещё и сбывать его в других магазинах.

«Залетные» обычно действуют группами, перемещаясь от одного магазина к другому, не задерживаясь надолго в одном городе. При этом воруют они не только товары, но и, по возможности, деньги из кассы.

В магазине «залетные» разбредаются по торговому залу. Затем несколько человек из группы устраивают беспорядок, затевают скандал. В это время остальные члены группы крадут товары и деньги, пользуясь тем, что внимание сотрудников магазина отвлечено учиненным скандалом. В случае разоблачения группа устраивает полную неразбериху, втягивая случайных покупателей. В суматохе они скрываются с места происшествия. Профессиональные«залетные» действуют так, что поймать их очень не просто. Представители частных охранных предприятий, несущие дежурство в магазинах, обычно не обладают специальной подготовкой, поэтому часто их так же просто отвлекают.

Для «Любителей» воровство не является способом жизнеобеспечения. Вряд ли такой вор будет красть по причине острой необходимости или недостатка денег. Любительское воровство это не средство обогащение, а скорее способ времяпрепровождения, причина которому скука, поиск острых ощущений и жажда повысить уровень адреналина.«Любителями» могут быть представители самых разных социальных слоев. Не редки среди них и довольно состоятельные люди, для которых воровство – это своеобразное развлечение. «Любители» руководствуются правилом: если есть шанс украсть вещь с малым риском разоблачения, обязательно его использовать. Они не зарятся на дорогостоящие товары, а довольствуются недорогими и небольшими по размеру, которые без труда можно спрятать в карман или небольшую сумочку. Добычей любителей чаще всего становятся конфеты, сигареты и подобная мелочь.

Воровство со стороны поставщиков

Данный вид мошенничества присущ водителям-экспедиторам. Например, при поставке большого количества товара, отгружается не весь товар. Или хороший товар подменяется просроченным или бракованным товаром, который шел на утилизацию. Или «подсовываться» более дешевый товар, нежели написан в накладных.

Этот вид мошенничества частично решается путем введения системы электронного учета движения ТМЦ, а также инструктажем и обучением персонала для более детального приема товара. При выявлении недобросовестных поставщиков, имеет смысл обратиться к руководству предприятия поставщика, а в случае игнорирования данных обращений или их малой эффективности найти более благонадежных поставщиков.
Способы предотвращения подобных краж:
Необходимо, чтобы персонал магазина никогда не забывал о покупателе: приветствовал каждого покупателя у входа, предлагал помощь при выборе покупки. Приветливость и постоянный контакт с посетителем помогут предотвратить кражу;
Установка обзорного видеонаблюдения в торговом зале, дополненного поворотными камерами с трансфокаторами и скрытым видеонаблюдением, при грамотной инсталляции видеосистем позволяет контролировать ситуацию в торговом зале, предотвращая кражи, а в случае возникновения неприятного события, детально его изучить;
-Установка противокражных систем: электромагнитных рамок на выходе из магазина, позволяет не только подавать звуковую сигнализацию при попытке проноса неоплаченного товара, но и, при срабатывании системы, запирать выходные двери магазина;
- Установка зеркал безопасности, расширяют углы обзора для службы безопасности магазина;
- Установка металлодетекторов позволяет бороться с профессиональными ворами, обнаруживая сумки и одежду с фольгированными подкладками;
- Установка системы контроля кассовых операций на кассах борется с недобросовестными кассирами;
- Установка системы контроля доступа, видео- и аудиоконтроля и системы электронного учетадвижения ТМЦ в складских помещениях предотвращает мошенничество кладовщиков.

Подводя итог вышесказанному, отмечу следующее:

Для увеличения рентабельности розничных магазинов и уменьшения издержек, связанных с потерями из-за различного вида воровства, владельцам торговых предприятий, прежде всего, необходимо понимать, что интеграция бизнес-процессов с современными технологиями контроля и учета пусть и ведет на начальном этапе к вложениям денег, однако в дальнейшем многократно окупается.

Попытки сэкономить в будущем «выливаются» в более серьезные затраты. Также необходимо понимать, что к установке каждой системы необходим профессиональный подход. И не надеяться на силы собственных «электриков-универсалов» или установщиков, готовых «вписаться» в любой бюджет, что, как правило, говорит о недостаточной квалификации инженера-проектировщика.

Очень часто заказчики отказываются от оформления проектной документации на устанавливаемые системы. Таким образом, владельцы торговых предприятий загоняют себя в угол, так как при смене обслуживающего персонала (или обслуживающей организации), разобраться и квалифицированно обслуживать установленную систему будет весьма не просто и гораздо дороже.

Дмитрий Каменев

Источник: cbez.ru

Добавлено: 14.07.2015 в 06:38 | Просмотров: 594 | Комментариев: 0
Поделиться: