УчастникамПолезная информацияОбзоры, аналитика, статистика

Российский гостиничный бизнес оказался в безвыходной ситуации

«За последние годы наших жителей, которые стали путешествовать по стране, стало гораздо больше — наблюдается рост, приблизительно по 10% ежегодно добавляется внутренних туристов», — рассказал глава правительства. По его данным, в 2014 г. россияне совершили 42 млн турпоездок, а число иностранных туристов, приезжающих в нашу страну, увеличилось на 16%. Но если верить помощнику президента РФ Игорю Левитину, то ситуация в этом сегменте еще более красочная: туристический поток за границу в России за год сократился примерно на 40%, но зато внутренний туризм вырос на целых 30%.

Лукавые цифры

Насколько лукавыми могут оказаться все эти цифры, свидетельствует простая статистика. По данным за прошлый год, в Москве загрузка гостиничных номеров составила 72% — рекордный показатель по сравнению с другими регионами страны. Понятно, что именно столица в любой стране является главным туристическим центром, поэтому в кризисные периоды падение туристического рынка здесь ощущается в наименьшей степени. Чувствительнее всего экономический спад отозвался на провинциальных городах и региональных центрах. К примеру, в Перми на данный момент насчитывается 55 гостиниц международного класса и 1500 гостиниц класса 3 и 4 звезды, но загружены они сейчас всего лишь на 25%.

За последний год ситуация в отрасли действительно заметно изменилась. Эксперты рынка сообщают, что рентабельность российских гостиниц неуклонно снижается. Несмотря на цифры, озвученные чиновниками, основную прибыль региональным гостиницам сейчас приносят бизнес-клиенты, а вовсе не российские туристы (конечно, если не брать в расчет курортные направления). К примеру, более 80% посетителей четырехзвездочных и около 70% гостей трехзвездочных отелей Тюмени — это люди, приехавшие туда не на отдых, а в командировку. Отельеры Владивостока тоже сообщают, что их основными клиентами являются предприниматели: на город приходится лишь 1,3% всего въездного туризма в Россию, поэтому на эти доходы дальневосточным гостиницам рассчитывать сейчас не приходится.

Даже в туристически активной Москве этой весной на гостиничном рынке чувствовалось серьезное напряжение. Большинство отелей были вынуждены снижать стоимость номеров, для того чтобы хоть как-то поддержать загрузку своих площадей. По данным компании JLL, в московских трехзвездочных отелях цена за номер упала почти на 9% — до 4,3 тыс. рублей в сутки, но при этом загруженность номеров осталась практически на прошлогоднем уровне.

Этот сегмент пострадал от кризисных явлений, пожалуй, больше всего. Часть клиентов потеряли былую платежеспособность, у них «оттянули» дешевые хостелы, а с другого конца подключились отели более высокого класса, которые, снизив цены, оказались в долларовом выражении практически на одной ступени с «тремя звездами», заметно опережая их по качеству предоставляемых услуг. К примеру, столичные гостиницы класса «три звезды» уменьшили стоимость суточного размещения на 6% — до 5,1 тыс. рублей, и это помогло им увеличить заполняемость на 10%. Похожая ситуация наблюдается во многих других регионах страны: низший и высший ценовые сегменты демонстрируют движение и прирост, а средний — неминуемо «проседает». В Тюмени в первом полугодии 2015 г. открылось сразу восемь хостелов, а формат «эконом» стал единственным из всех гостиничных направлений, в котором местные эксперты ожидают рост прибыли по итогам года.

Что характерно, люксовые московские отели цены на свои номера, в отличие от остальных, подняли — в среднем на 10% (до 15,2 тыс. рублей). Их публику это ничуть не смутило: загрузка пятизвездочных гостиниц выросла в среднем на 8%. Как поясняют эксперты, эта ситуация во многом обуславливалась скачками курса доллара и евро по отношению к рублю. Из-за девальвации рубля стоимость дорогих номеров в валюте существенно уменьшилась (примерно на 40% в долларовом выражении), поэтому многие иностранные туристы переориентировались со среднего ценового сегмента на более высокий. Ну, а далее на фоне этого спроса столичные отельеры не преминули скорректировать цену в комфортную для себя сторону. Всего в России на данный момент существует около трех тысяч гостиниц класса 5 звезд. В крупных городах их доля составляет 15% от общего количества.

Будет только дороже

В Санкт-Петербурге в этом году ситуация в гостиничном бизнесе пока складывается довольно благоприятно. По данным Cushman & Wakefield, средняя загрузка отелей в северной столице составляет 84%, при этом отели высшего ценового сегмента заполнены на 80% (для сравнения: в Москве они загружены в среднем на 60%). В целом средняя загрузка питерских отелей по итогам первого полугодия 2015 г. выросла на 6%, однако причиной тому во многом стало проведение в городе международного экономического форума, привлекшего туда множество гостей, экспертов, журналистов, экономистов и политиков из разных стран мира. Помимо двух столиц в числе наиболее востребованных направлений внутреннего туризма находятся такие города, как Сочи, Калининград и Симферополь. Во многом причиной тому является относительно невысокая стоимость билетов — особенно по сравнению с более удаленными от центра регионами страны.

Взамен европейским туристам, заметно уменьшившим спрос на поездки по России, на рынке активизировались путешественники из азиатских стран. Согласно различным исследованиям среди зарубежных государств по объему турпотока в нашу страну сейчас лидирует Китай. Если раньше путешественники из Поднебесной были в целом довольно непритязательными, то сейчас их требования постепенно растут, а вместе с ними растут и те суммы, которые китайцы готовы оставлять в российских отелях. Все более востребованными становятся отели класса «четыре звезды» вместо некогда популярных «трех звезд», а также увеличивается их спрос на сопутствующие услуги, предлагаемые гостиницами, например организация экскурсий.

Эксперты прогнозируют, что уже в ближайшие месяцы большинство отелей Москвы и Санкт-Петербурга будут пересматривать свою ценовую политику и увеличивать стоимость предлагаемых услуг. Растущая стоимость коммунальных услуг и электроэнергии, валютные колебания, а также необходимость индексации зарплат сотрудников делают гостиничный бизнес все менее и менее прибыльным. По сути, отельерам уже не остается пространства для какого бы то ни было маневра. Эксперты ожидают, что новые прайс-листы появятся в большинстве гостиниц уже к новогодним праздникам.

Юлия Земцова

Источник: fingazeta.ru

Добавлено: 13.10.2015 в 09:24 | Просмотров: 472 | Комментариев: 0
Поделиться: