УчастникамПолезная информацияКонсультации и рекомендации

Как открыть аптеку. 7 важных шагов

Так сложились обстоятельства, что однажды я несколько под другим углом взглянул на фармацевтическую и медицинскую деятельность. В юридическом сопровождении этой деятельности, безусловно, присутствует масса нюансов, в которых непосвященным юристам непросто разобраться. Я же решил действительно глубоко погрузиться в данную тему и пролить, наконец, свет на «пучину тьмы» данной сферы.

О чем и спешу поделиться с вами, дорогие коллеги - юристы.

Виды аптек

Законодатель выделяет следующие виды аптек:

1) Аптека.

а) аптека готовых лекарственных форм (без производства, только реализация производственных препаратов);
б) производственная аптека;
в) производственная аптека с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
Эти аптеки являются самыми сложными с точки зрения технических требований и оснащения, так как в них происходит производство и реализация (для больниц и клиник) наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, а также изготовление лекарств. В последнем случае обязательно наличие асептического блока — стерильной комнаты, требования к содержанию которой, вход и работа персонала в ней подчиняется требованиям работы в операционной. В такой комнате важно все: от коврика перед входом, задерживающим микрочастицы со специальной обуви, до температурного режима блока, от определенного количества потока воздуха в кубических сантиметрах до ее стерилизации.

2) Аптечный пункт.

К аптечным пунктам требования предъявляются гораздо менее жесткие, поскольку отсутствует производство лекарств, а лекарства, перечисленные выше, здесь не продаются. В аптечном пункте есть лекарства, которые отпускаются только по рецепту. Перечень таких лекарств регламентирован определенными правилами и нормами отпуска лекарств. Тем не менее, и здесь имеются свои требования к персоналу, к отделке помещения, договорам обслуживания, освещению зала, где обслуживаются покупатели, и др.

3) Аптечный киоск.

Этот вид аптеки является самый распространённым. Киоскам реализация рецептурных лекарств запрещена. В остальном они ведут ту же деятельность, что и аптечные пункты, соответственно, требования, предъявляемые к аптечным киоскам, в основном те же.

Помещение

Существует масса требований к помещению аптеки. Ниже мы обратим внимание на самые важные из них:
•покрытия потолков и стен должны быть гладкими и допускающими влажную уборку дезинфицирующими средствами;
места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь карнизов и каких-либо углублений и выступов;

•покрытие полов должно быть выполнено только из неглазурованной керамической плитки, линолеума. Возможно использование такого материала, как релин, но с обязательной сваркой швов;

•запрещено использование гипсокартонных полых перегородок;

•все строительные материалы должны иметь гигиенический сертификат;

•все ремонтные работы помещения должны быть выполнены в соответствии с регламентами и СниПами;

•перед входом в аптеку должно быть расположено приспособление для очистки обуви от грязи. Данное приспособление необходимо чистить по мере загрязнения, но не реже одного раза в день;

•окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами. Расположение этих устройств - только между оконными рамами или с наружной стороны;

•в помещении аптеки, а именно в зоне обслуживания населения, температура должна быть не менее 16°С, а кратность воздухообмена механической вентиляции должна быть следующей: приток – 3 м3/ч, вытяжка – 4 м3/ч. В помещении хранения необходимо осуществлять контроль микроклимата, то есть замеры температуры, влажности и воздухообмена;

•искусственное освещение должно осуществляться люминесцентными лампами или лампами накаливания;

•вход в аптеку должен быть специально оборудован для граждан с ограниченными возможностями;

•аптека должна иметь кнопку вызова фармацевта у входа для лиц с ограниченными возможностями;

•перед началом работы должна быть проведена влажная уборка помещения (полов и оборудования) дезинфицирующими средствами;

•уборочный инвентарь должен иметь маркировку и храниться в специально выделенном месте - в отдельном шкафу или комнате;

•сухая уборка категорически запрещена;
•вы имеете право без какой-либо регистрации сделать вывеску «АПТЕКА», так как она указывает на профиль деятельности юридического лица. Однако, если вы напишите, к примеру, «Твоя АПТЕКА», то это уже считается индивидуализацией компании. В этом случае вывеску придется зарегистрировать, иначе практически гарантированно будете оштрафованы за нарушение ФЗ «О рекламе».

Сотрудники

Сотрудники аптеки — что необходимо знать о них? До 2014 г. действовал Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80. Глава VIII этого документа была посвящена требованиям к персоналу. Данные положения за 10 лет, прошедшие с момента появления Стандарта, руководители аптек изучили досконально. В настоящее время этот Отраслевой стандарт утратил силу на основании Приказа Минздрава России от 09.01.2014 № 1н. Вместо него действует Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств» (в ред. от 22.04.2014). В нем нет отдельных требований к персоналу аптечных организаций. Но их можно найти в другом нормативном акте — Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

Итак к основным моментам:

•Иностранных граждан на работу по фармацевтическому профилю принимать нельзя.

•Заведующий (Директор) аптеки должен иметь высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее фармацевтическое образование и стаж работы не менее пяти лет, а также сертификат специалиста.

•Персонал должен проходить регулярное медицинское обследование.

•До 1 января 2016 г. наличие сертификата специалиста является одним из условий для осуществления лицом фармацевтической деятельности (ч. 1 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан). После этой даты право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ будет подтверждать свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 2 ст. 69 Закона об основах охраны здоровья граждан).

•Сертификаты специалиста, выданные фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 Закона об основах охраны здоровья граждан). Условия и порядок выдачи данного сертификата, а также его форма и технические требования утверждены Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н;

•Персонал должен в обязательном порядке проходить курсы повышения квалификации один раз в пять лет

Оборудование

Каким требованиям должно отвечать оборудование аптеки?

•Используемое в аптеках оборудование должно быть зарегистрировано в Минздраве России и разрешено к применению в установленном порядке.

•На оборудование необходимо иметь сертификат соответствия.

•Необходимо иметь договоры сервисного обслуживания данного оборудования.

Роспотребнадзор (СЭС)

Для получения фармацевтической лицензии необходимо иметь заключение Роспотребнадзора. В связи с частыми изменениями в законодательстве за последний год данная структура неохотно озвучивает важные моменты, ссылаясь на лицензирующий орган. Наиболее важные аспекты привожу ниже:

•рассмотрение заявки в течение 30 дней;
•готовность помещения аптеки: 90 – 100 %;
•получение заключения только после выездной проверки;
•книга-журнал учета получения и расходов дезсредств;
•план производственного контроля;
•договор на проведение дезинсекции и дератизации;
•договор на вывоз мусора ТБО;
•договор на вывоз ртутьсодержащих отходов (люминесцентные лампы);
•договор на утилизацию фармотходов (лекарств с истекшим сроком действия);
•договор с ЛПО на проведение периодических медосмотров сотрудников;
•договор на централизованную химчистку и стирку спецодежды персонала.

Росздравнадзор

Является тем самым органом, который осуществляет лицензирование фармацевтической и медицинской деятельности.
Ключевые моменты:
•оплата госпошлины в размере 7500 рублей;
•заключение Роспотребнадзора;
•на рассмотрение предоставляется полный пакет учредительных документов документов (в нотариальных копиях);
•рассмотрение происходит в течение 45 рабочих дней;
•возможно проведение выездной проверки;
•срок выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней;
•полученная лицензия начинает действовать на следующий день от указанной в ней даты;
•выданная лицензия является бессрочной;
•Росздравнадзор осуществляет плановые проверки (один раз в пять лет) и неплановые проверки (по жалобам), предупреждая о них минимум за сутки до проведения проверки


Минимальный ассортимент

Важный момент в работе любой аптеки — это наличие минимального ассортимента лекарственных препаратов (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 года № 2782). В случае отсутствия какого-либо лекарства согласно данному перечню на юридических лиц налагается штраф от 40 000 до 50 000 рублей или деятельность аптеки приостанавливается сроком до 90 дней.
Дорогие коллеги, вот я и поделился с вами интересной информацией. Это лишь верхушка айсберга — я достаточно поверхностно все описал, но в следующих статьях буду детально раскрывать каждый блок и приводить примеры из личного опыта открытия аптек.
Ниже выложена ментальная схема, которая хорошо читается после прочитанного текста, тезисно выделено главное.
Всех благ и удачи!

Автор Константин Провальский

Источник: regforum.ru

Добавлено: 28.10.2015 в 13:09 | Просмотров: 1001 | Комментариев: 0
Поделиться: