УчастникамПолезная информацияСтатьи и комментарии

Законно ли проверять электронную почту сотрудников

У работодателей часто возникает желание установить контроль за тем, что и кому их сотрудники пишут через корпоративный электронный почтовый ящик. Желание вполне понятное: ограничить или пресечь использование почтового ящика в личных целях, а также убедиться, что работник выполняет корпоративные правила лояльности и этики при переписке с клиентами.

Право на контроль

Проблема контроля за перепиской работников — неоднозначна. С одной стороны, каждому гражданину гарантировано право на неприкосновенность частной жизни и тайны переписки (ст. 23 Конституции РФ). С другой стороны, работодатель — собственник компьютеров, сервера электронного ящика, точек доступа в интернет. Его обязанность — обеспечить сотрудника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами для исполнения трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Работнику, в свою очередь, необходимо добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдая при этом правила внутреннего трудового распорядка (ст. 21 и 189 Трудового кодекса РФ).

Чтобы принять решение, правомерно ли контролировать корпоративную переписку ваших сотрудников, важно понять, где проходит граница между частной жизнью работника и его обязанностями.

Следить за перепиской на законных основаниях можно, если закрепить это право в локальном нормативном акте предприятия. Например, в правилах внутреннего распорядка организации вместе с обязанностью работника использовать электронную почту только в рабочих целях (ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ). Работник должен быть под роспись ознакомлен с этим распорядительным документом предприятия. Допустимо и внести подобный пункт в трудовой договор.

Увольнение за раскрытие в переписке коммерческой тайны

Если работодатель обнаружил в исходящих электронных письмах работника информацию, составляющую коммерческую тайну компании, возникает вопрос: может ли это стать основанием для увольнения?

Увольнение за разглашение коммерческой тайны в электронной переписке возможно при соблюдении нескольких условий:

• разглашенная информация должна быть официально отнесена к коммерческой тайне. Конкретный перечень информации и документов, которые относятся к коммерческой тайне, должен быть включен в специальный нормативный акт предприятия (например, в положение о коммерческой тайне), с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;

• получение информации третьими лицами. Суды считают дисциплинарный проступок, выразившийся в разглашении коммерческой тайны, завершенным не только при условии доказанности факта отправки работником сообщения со своего электронного адреса, но и при доказанности получения доступа к конфиденциальной информации третьими лицами.

Например, по итогам одного из трудовых споров суд восстановил работника, уволенного за разглашение коммерческой тайны. Тот переслал письмо с информацией, отнесенной к коммерческой тайне компании, со своего корпоративного адреса электронной почты на свой же личный адрес электронной почты. Работодатель не представил суду доказательства, что эти сведения стали известны третьим лицам. Суд указал, что при таких обстоятельствах нельзя считать, что информация, составляющая коммерческую тайну, была разглашена работником.

Важно также понимать: за разглашение конфиденциальной информации работнику может грозить лишь небольшой административный штраф — от 500 до 1000 рублей (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях РФ). А вот за разглашение коммерческой тайны предусмотрена уголовная ответственность: штраф до 120 000 рублей либо в размере зарплаты за период до одного года с лишением права занимать определенную должность на срок до трех лет либо принудительные работы или лишение свободы на три года (ст. 183 УК РФ).

Автор: эксперт Лев Крошкин

Источник: Деловая среда

Добавлено: 28.10.2015 в 13:24 | Просмотров: 1023 | Комментариев: 0
Поделиться: