УчастникамПолезная информацияКонсультации и рекомендации

Как не ошибиться в выборе главного бухгалтера

Знания, опыт, честность, внимательность, ответственность... Как найти приходящего бухгалтера, который обладал бы всеми этими качествами?

1. Не берите на работу по рекомендации

Очень часто бухгалтером в начинающей фирме становится кто-то из знакомых или родственников предпринимателя — жена брата, свата, внучка троюродного деда... Просто потому, что «родственники все-таки»! Им и помочь надо, и доверить свое дело можно — «не кинут». А что до компетенции, так «Маша как-то работала бухгалтером три месяца, сможет и у нас поработать, тем более что особых сложностей в нашем маленьком бизнесе нет».
Мне известно много случаев, когда такие знакомые и родственники «подставляли» бизнес по незнанию. Вот, например, приехали мы как-то «спасать» ООО на общей системе налогообложения. Там работал приходящий бухгалтер — знакомая девушка руководителя. Она не начислила НДС к уплате, но учла НДС к возмещению и подала декларацию в ИФНС на возмещение НДС! В налоговой от такой наглости обалдели и сразу начали проверку. А эта девушка горе-бухгалтер участвовать в проверке, конечно, не желает...
Следующий этап: после неудачного опыта с родственниками бизнесмен берет бухгалтера по рекомендации. Спрашиваешь его: «А кто, собственно, рекомендовал тебе этого бухгалтера?» Отвечает: «Знакомый». — «Какой знакомый, как его фамилия, где и кем работает?» — «Да не знаю я его фамилии! Мы в одном доме живем уже лет десять, общаемся... Вот поговорили как-то, он и посоветовал»... Часто результат подобной рекомендации такой же, как и в случае со знакомыми-родственниками...
Так что готовьтесь к тому, что, скорее всего, вам придется искать бухгалтера самостоятельно, отбирая его из возможных кандидатов «с улицы».

2. Не бойтесь воровства

Один из главных страхов предпринимателя при выборе бухгалтера — «а вдруг этот бухгалтер меня обворует?». Боязно доверить совершенно незнакомому человеку все финансовые дела... Однако среди бухгалтеров воров не больше, чем среди людей других профессий. Кроме того, большинство преступников-бухгалтеров работает в группе: «директор — бухгалтер». Они приходят на предприятие вдвоем, «работают» там до финансовой проверки, а затем исчезают. Так что воровство — случай редкий. Выбирая бухгалтера, лучше сосредоточиться на его компетенции — знаниях, образовании, опыте работы.

3. Не ждите суперкомпетентности

Для всех, кто хочет работать в нашей компании, мы проводим предварительный тест на компетенцию . Он не очень сложный, однако на «отлично» его выполняют лишь 9% соискателей. «Четверку» (есть несущественная ошибка) получают 26%. «Махровый трояк» (несколько ошибок, в том числе одна существенная) получают еще 30% претендентов. Таков уровень тех, кто хочет работать по профессии «бухгалтер».
Бухгалтер в крупной компании отвечает лишь за определенный участок работы. Он далеко не всегда сможет справиться с вашим пусть и небольшим, но полным «бухгалтерским циклом». Так что «громкие» названия компаний в резюме — скорее минус, чем плюс
Попробуйте провести подобный тест для ваших соискателей. Если же вы совершенно не разбираетесь в бухгалтерии и не в состоянии оценить уровень компетентности претендентов, вам остается только внимательнейшим образом читать резюме.

4. Не верьте экономистам

Нередко в бухгалтерию приходят люди с экономическим образованием. И их берут с распростертыми объятиями, прочитав в резюме, что человек закончил какой-то вуз по специальности «экономика». Помните, что даже в самых лучших вузах экономисты получают о бухгалтерии минимальные знания — бухгалтерский курс длится там полгода-год. Поэтому лучше выбрать человека, окончившего «простой», «невысший» колледж, но по специальности «бухгалтер».

5. Не обольщайтесь опытом работы в крупной компании

Недавно был такой случай: в небольшую фирму пришла работать девушка-бухгалтер, которая ранее трудилась в одной из крупнейших российских нефтяных компаний. И вот во время сдачи отчетов выясняется, что девушка сделала кучу грубых ошибок. Когда ей на них указали, она совершенно спокойно ответила: «А что такого? Мы всегда так делали!»
Помните, что бухгалтер крупной компании отвечает лишь за определенный участок работы. Он далеко не всегда сможет справиться с вашим пусть и небольшим, но полным «бухгалтерским циклом». Так что «громкие» названия компаний в резюме у соискателя — скорее минус, чем плюс.

6. Не отдавайте бухгалтеру учет кадров

Нередко на плечи бухгалтера сваливается вся документация фирмы. Бухгалтер отвечает и за финансы, и за деловую переписку, и за кадры... Это само по себе неправильно, так что не нужно искать «бухгалтера-универсала». Кроме того, возлагать на бухгалтера ответственность за кадры — еще и опасно. Ведь в этом случае бухгалтер сам себя оформляет на работу, сам увольняет... И, кстати, лучше изначально оговорить, что все финансовые документы хранятся не «на дому» у бухгалтера, а в офисе. Желательно в сейфе.

7. Не стесняйтесь прояснять «личные обстоятельства»

Отсутствие «свободного доступа» бухгалтера ко всем документам фирмы станет вашей страховкой и тот случай, если фрилансер просто решит исчезнуть. Практика показывает, что такие случаи уже становятся «нормой». Проработал человек полгода, пришло время проверки — бухгалтер исчез. И хорошо, если вместе с ним не исчезли документы, которые он взял домой, чтобы «поработать».
Найти «исчезнувших» в самый ответственный момент почти невозможно. А все потому, что, как ни удивительно, многие руководители очень легкомысленно относятся к элементарной проверке соискателей. Предприниматель должен изучить паспорт своего бухгалтера и понять, где он прописан и где действительно живет. Где искать этого человека, если он вдруг исчезнет накануне той или иной проверки? Кто может в этом помочь?

8. Не забывайте, что ваш бухгалтер — наемный работник

Еще на этапе собеседования нужно держать в голове аксиому: даже если вас устраивает качество работы приходящего бухгалтера, он — не ваш соратник, не ваш «финансовый друг». Бухгалтер такой же наемный работник, такой же «живой человек», как и другие. Правда, в отличие от других ваших подчиненных бухгалтер-фрилансер сам планирует свою деятельность, ведя бухгалтерский учет в нескольких организациях. И ему не всегда бывает легко спланировать эту деятельность правильно.

Как бы ни был хорош ваш бухгалтер-фрилансер, вам нужно будет его контролировать. Никогда не пускайте бухгалтерские дела на самотек

А в какой-то момент у вашего бухгалтера появляется новый заказчик. Там работа проще, работы меньше, оплата выше. Сравнивая ваш заказ с новым, он приходит к выводу, что ваше вознаграждение несправедливо. Он понимает, что повысить оплату вряд ли удастся, и старается сделать ваш заказ «более справедливым», понизив уровень прилагаемых усилий.

Нарастает ком недоделок и неисправленных ошибок в бухгалтерском учете. Вы все больше раздражаете своего бухгалтера. «Я должен (должна) за эти гроши напрягаться, вычищать эту грязь?» Если вы задерживаете ему оплату или предъявляете претензии, он резко вас бросает. Вы пытаетесь забрать результаты его труда за прошедшие периоды: бухгалтерскую программу, сданные отчеты, но он не отдает, обуславливая это недополученной оплатой... Круг почти замкнутый. Но не забывайте: вы редко будете партнером, но почти всегда — руководителем для своего бухгалтера. Как бы ни был хорош ваш фрилансер, вам нужно будет его контролировать. Никогда не пускайте бухгалтерские дела на самотек.

Александр Королев, управляющий партнер ООО «Профессиональные бухгалтерские услуги»

Источник: Деловая среда

Добавлено: 19.11.2015 в 13:16 | Просмотров: 662 | Комментариев: 0
Поделиться: