УчастникамПолезная информацияОбзоры, аналитика, статистика

ЕГАИС: градус контроля за продавцами алкоголя повышается

С 2016 года для заведений общественного питания, оптовых и розничных продавцов алкоголя станет обязательной регистрация в ЕГАИС. Избавит ли это рынок алкоголя от недобросовестных игроков и некачественного алкоголя?
 
Что нововведения означают для потребителей? На эти вопросы отвечает Дмитрий Хомутинин, эксперт СКБ Контур, разработчик программы Контур.ЕГАИС 
 
Кому нужна ЕГАИС? 
 
В 2014 году в России было продано 120 миллионов декалитров водки, а официально импортировано и произведено только 80 миллионов декалитров. Разница — это в лучшем случае  неучтенная продукция, в худшем – еще и опасная для здоровья.  Очевидно, что ЕГАИС нужна: 
 
  • государству, чтобы контролировать, сколько алкоголя произведено в стране, импортировано из-за границы, продано через розничную сеть;
  • потребителям, чтобы быть уверенными в качестве купленного алкоголя.  
При этом расходы на подключение к системе лягут на розничных продавцов. Правительство обещает подумать над тем, чтобы предоставить магазинам налоговый вычет на сумму, потраченную на закупку оборудования для ЕГАИС, но конкретных решений по этому вопросу пока нет.
 
 
Для подключения розничного магазина или ресторана к ЕГАИС для отражения приемки алкоголя с 1 января 2015 года нужно следующее: 
 
1. Аппаратный крипто-ключ JaCarta и квалифицированная электронная подпись для взаимодействия с ЕГАИС. Организациям – для каждой торговой точки с отдельным КПП, ИП – достаточно одного (около 5 000).
 
2. Компьютер с минимальными системными требованиями и выходом в интернет. Организациям – для каждой торговой точки с отдельным КПП, ИП – достаточно одного (около 20 000).
 
3. Компьютер с минимальными системными требованиями и выходом в интернет. Организациям – для каждой торговой точки с отдельным КПП, ИП – достаточно одного (около 20 000).
 
4. Универсальный транспортный модуль для обмена информацией с ЕГАИС. Предоставляется бесплатно.
 
5. Программа для взаимодействия с УТМ: товароучетная система, доработанная для взаимодействия с ЕГАИС или отдельный программный продукт для взаимодействия с ЕГАИС. Организациям – для каждой торговой точки с отдельным КПП, ИП – достаточно одного. Цена зависит от разработчика учетной системы. Например, модуль Контур. ЕГАИС предоставляется бесплатно в составе системы отчетности в ФС РАР (стоимость от 5 000).
 
Останутся ли лазейки для продажи контрафактного алкоголя? 
 
Есть два типа контрафактной продукции: 
  1. которую разлили «в гараже»;

  2. которую произвели там же, где и легальную, но продают с неучтенными акцизными марками (по-другому, с зеркальными). 

Большую часть контрафактной алкогольной продукции занимает алкоголь с неучтенными акцизными марками. ЕГАИС призвана в первую очередь искоренить этот тип контрафакта. 

Но нужно понимать, что выведение из оборота продукции с зеркальными марками произойдет не сразу, так как большой объем нереализованной продукции еще есть в магазинах на «остатках». Пока все не начнут отражать в ЕГАИС продажу алкоголя конечному потребителю, ФС РАР о подобной продукции не узнает. Федеральный закон № 182-ФЗ от 29.06.2015 года частично или полностью освобождает от подключения к ЕГАИС следующие организации:

Что касается продукции, произведенной в «гараже», то ее продолжат продавать из-под прилавка, не фиксируя в ЕГАИС. Более того, эксперты прогнозируют возможный отток текущих добросовестных лицензиатов в теневые продажи: как продавцов крепкого алкоголя, так и пива. 
 
С 1 июля 2016 года при покупке алкоголя покупатель сможет отличить нелегальную продукцию от легальной. На «правильный» алкоголь ему выдадут чек с QR-кодом, по которому он сможет узнать из базы ЕГАИС информацию о производителе. 
 
Но речь идет только о крепком алкоголе. Как было сказано выше, продавцы пива и рестораны продажу алкоголя покупателю в ЕГАИС фиксировать не обязаны. 
 

Что будет делать розница с контрафактным алкоголем, закупленным до 1 января 2016? 

Розничным магазинам не обязательно заносить в систему алкоголь, закупленный до 1 января 2016. Значит, весь сомнительный товар и бутылки с нечитаемым штрих-кодом останутся у них на складах.  Но с 1 июля 2016 они обязаны фиксировать в ЕГАИС продажу алкоголя конечному потребителю.  Что будет делать магазин?
Скорей всего, будет пытаться до 1 июля продать алкоголь конечному потребителю или вернуть такой алкоголь своему оптовому поставщику.  В свою очередь, поставщик заинтересован перепродать его кафе и ресторанам, которым не нужно фиксировать в ЕГАИС продажу алкоголя своим гостям.  
 
Для покупателей действуют простые правила безопасности:  
 
  • во-первых, не покупать алкоголь в интернете. Торговля спиртным через интернет-магазины запрещена постановлением Правительства № 612 от 27.09.2007 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Правда, предприниматели обходят это правило, продавая алкоголь как сопутствующий товар. 
  • во-вторых, не покупать алкоголь без чека. Если магазин проводит покупку в своей учетной системе, значит, уверен в его легальности, а покупатель ничем не рискует.

Дмитрий Хомутинин, эксперт СКБ Контур, разработчик программы Контур.ЕГАИС

 
 

Источник: new-retail.ru

Добавлено: 14.12.2015 в 14:06 | Просмотров: 574 | Комментариев: 0
Поделиться: