УчастникамПолезная информацияСтатьи и комментарии

Конференция «Российский рынок рыбы и морепродуктов»: падение спроса нужно остановить

В условиях эмбарго сформировался дефицит сырья, однако высокие цены на рыбу и морепродукты привели к падению спроса, отметили участники конференции в рамках Международной выставки продуктов питания WorldFood и рассказали, как решается проблема.

Два года назад была достигнута годовая норма потребления рыбы и морепродуктов — 22 кг в год на человека, однако последующий рост цен вызвал падение потребления в среднем на 25 %. Сильнее всего спад показала скумбрия: к концу года падение может достигнуть 40 % по сравнению с 2014 годом, сообщил председатель Рыбного союза Евгений Назин.
Какие изменения ждут российский рынок рыбы и морепродуктов, рассказали Елена Саратцева (АНО «Российская система качества»), Петр Савчук (Росрыболовство), Сергей Гудков (Рыбный союз) и Сергей Юшкин (ФАС России). 
 
«Пока мы являемся сырьевым придатком. Требуются новые точки роста и меры, которые могли бы стимулировать развитие отрасли. Изменения необходимы и требуют серьезных вложений»
 

Сергей Гудков, исполнительный директор Рыбного союза: «Отрасль сама должна создавать инструменты для контроля качества»

Хотя государство занимается вопросами контроля качества, отрасли сами должны создавать инструменты, вызывающие доверие. Подмена наименования и подделка документов при упаковке продукта, вместо трески кладут минтай, например, — это преступление, подобные нарушения нужно выжигать каленым железом. Уже действует система добровольной сертификации пищевой продукции Роскачество, рассчитываем, что организация станет фонарем, который будет высвечивать проблемы на рынке.
В текущем году заработает система электронной ветеринарной сертификации и электронная аукционная площадка; мы также продумываем логистический контроль, температурный контроль по всей товаропроводящей сети (обсуждаем с РДЖ систему электронного контроля температуры и документооборота). В следующем году появится рейтинговая система добросовестных участников рынка со стороны налоговой инспекции.
Следом запустим мониторинг холодильников в торговых сетях, проведем веерные исследования прилавков, сформируем температурную карту, чтобы сделать выводы, надо менять оборудование в сетях или же достаточно контролировать сервисные службы.
Необходимы исследования по ценообразованию, так как ситуация, при которой цены на рыбную продукцию в сравнении с курицей и мясом выросли очень значительно, тревожна.

Петр Савчук, заместитель руководителя Росрыболовства: «Мы не можем предложить потребителю привычный продукт»

Некоторые государства, богатые природными ресурсами, стали сырьевыми придатками, это касается и России. В Китае, стране с ограниченным доступом к водно-биологическим ресурсам, но с развитой инфраструктурой и логистикой (тогда как отечественные заводы и склады не соответствуют мировым стандартам), ежегодно перерабатывается 700 млн т нашей продукции.

Три направления программы развития отрасли:

1. Механизм господдержки: квоты на вылов. Строительство судов и заводов (в первую очередь, высокопроизводительных комплексов для создания филе и фарша) изменит структуру переработки таких массовых вид рыбы, как треска, — это 80 % вылова.
Текущая статистика неутешительна: лишь 300–350 млн т рыбы поставляется на внутренний рынок при возможном объеме в млн т. Основной улов передается в Китай, в дальнейшем нам возвращается второсортная продукция (в Европу поставляется лучшего качества).
Мы работаем над созданием системы производства от сырья до конечной линейки продукции. В сентябре открылся современный завод в Мурманске, который выпускает продукцию высокого качества, что особенно интересно для HoReCa. До 2023 года планируем ввести в эксплуатацию порядка 50 судов и 5-6 крупных перерабатывающих заводов, перерабатывающих до 50 млн т продукции в год каждый).
Чтобы создать серьезный бренд не только на внутреннем, но и на международном рынке, нужна саморегулируемая организация, в которую войдут рыбаки, торговые сети и т. д. Санкции ввели, но до сих пор не можем предложить потребителю тот продукт, к которому он привык.
2. Создание единой платформы для продвижения русской рыбы. Мы проанализировали опыт ведущих мировых держав и убедились: продукт необходимо представлять надлежащим образом, как это делает Норвегия, Аляска и пр. Консолидация усилий рыбаков, перерабатывающих компаний, сетей и рестораторов будет выполнять много задач — от информирования потребителя до маркетинговых кампаний.
3. Создание высокотехнологичной товаропроводящей сети. Работа уже началась: обновляются склады холодного хранения и на Дальнем Востоке, и в Москве.
К 2018 году по штрих-коду можно будет узнать, откуда рыба, и если есть какие-то проблемы с качеством, то выявить компанию. Надеемся, что с внедрением электронных промыслового журнала и ветеринарной сертификации мы сможем отслеживать весь путь рыбы до прилавка, а также устранить такие болезненные явления, как скачки цен, контрафакт, фальсификат и пр.

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества: «Основная задача — донести объективную информацию до потребителя»

При поддержке Рыбного союза завершено четыре веерных исследования рыбной продукции (пресервы из сельди в масле, соленая лосось в ломтиках, икра лососевых, мороженое филе трески без кожи), до конца года подготовим отчеты о крабовых палочках и шпротах в масле. Так, знак Роскачества появился на 14 торговых марках качественной и безопасной красной икры (у 82 были выявлены те или иные несоответствия).

Типовые проблемы отрасли

1. Качество сырья. Специалисты лабораторий обнаружили условно-патогенные микроорганизмы в красной икре, мертвые личинки в филе трески и красной икре.
2. Культура производства. В филе лосося и красной икре некоторых производителей встречается кишечная палочка и золотистый стафилококк.
3. Фальсификат. На рынке встречается подмена видового состава (форель вместо семги, нерка вместо кижуча).
4. Нарушение условий хранения. Несоблюдение температурного режима на разных этапах (среди последствий — повышенное содержание плесени и дрожжей в пресервах, повышенная бактериальная обсемененность в красной икре).

Сергей Юшкин, заместитель начальника управления ФАС: «Нельзя утверждать, что наценка безосновательна»

В течение двух лет проводим еженедельный мониторинг рынка рыбной продукции. Анализ ценообразования показал, что разница в цене закупки и продажи в сетях минтая, трески, горбуши и т. п. составила от 30 до 80 рублей, но нельзя утверждать, что наценка безосновательна: есть факторы транспортировки; чем больше компаний-посредников, тем выше размер торговой надбавки; отношения поставщиков с торговыми сетями также влияет на формирование розничной цены (есть практика скидки в зависимости от объема); затраты на бонусы и оплата маркетинговых услуг также сказываются на стоимости.
Рыбная продукция из Дальневосточного региона в Центральный чаще всего транспортируется по железной дороге (цена доставки 10 рублей на кг), автомобильная доставка дешевле (2 рубля на кг). В среднем, доля транспортных затрат оставляет до 11 % от стоимости продукта.
Основное предложение ФАС (доклад был представлен в администрацию президента 30 июня 2016 года) — ускорить создание биржевых аукционных площадок и внедрить практику торгов, прозрачных закупок без звеньев посредников.
Ряд предложений уже отражен в новом законе о торговле. Например, доля на маркетинговые мероприятия не может превышать 5 % от стоимости продукта.
Мы продолжаем исследования, чтобы сделать заключение о развитии рыбохозяйственного комплекса.

Источник: Horeca-magazine.ru

Добавлено: 29.09.2016 в 07:08 | Просмотров: 365 | Комментариев: 0
Поделиться: